Международное сотрудничество университетов является одной из непреходящих академических традиций, ведущих свое начало со времени появления первых высших учебных заведений. Между тем содержание и формы сотрудничества в разные исторические эпохи не совпадали, всякий раз образуя собой конкретную конфигурацию взаимодействия, связанную как c особенностями университетского устройства, так и с геополитическими обстоятельствами.
История международного сотрудничества неразрывно связана с историей самой академии, Республики Бурятия и страны в целом. Немало в ней замечательных событий, которые связаны с двусторонними соглашениями между странами и, как следствие, между вузами. Сегодняшние тесные связи между Бурятской государственной сельскохозяйственной академией и Монгольским государственным сельскохозяйственным университетом во многом обязаны успешному сотрудничеству, которое уходит своими корнями в далекие 60-е годы. Это были незабываемые моменты совместных научных исследований, обмена преподавателями, обучением монгольских студентов, программ спортивных и культурных мероприятий. Программа сотрудничества между нашими учебными заведениями в настоящее время расширилась за счет подготовки аспирантов, совместного участия профессоров в диссертационных советах по защите кандидатских и докторских диссертаций, международных научных программ и языковой подготовки.
Геополитически Академия также имеет разносторонние связи с Китайской Народной Республикой от обучения граждан КНР русскому языку до создания совместных программ. Прочные связи установлены между Академией и такими университетами как Внутреннемонгольский сельскохозяйственный университет (г. Хух-Хот), Цзилиньский институт русского языка (г. Чанчунь), Национальный университет Внутренней Монголии (г. Тунляо).
Все еще в одностороннем порядке реализуется академическая мобильность с Южной Кореей и Японией, где прошли и проходят обучение магистры и аспиранты Академии.
Большую работу по развитию и расширению географии международного сотрудничества в 90-е годы вела кафедра иностранных языков. Так уже в то время получило свое развитие сотрудничество академии с вузами США, Франции, Швеции, Великобритании. Состоялись первые программы обмена преподавателями и студентами.
Новый вектор развитию международного сотрудничества начался с создания в рамках совместного российско-американского проекта Инновационного Центра по руководством профессора Тумановой М.Б., который оказывал учебно-консультационную поддержку сельским предприятиям в сложный переходный период, организовывал стажировки преподавателей, фермеров и сельских школьников в колледжи, университеты и на фермы США. Под ее руководством был создан отдел международных связей.
В 1997 г. академия БГСХА активно включилась в реализацию международных грантов фонда Евразия, Российских фондов продержки научных исследований, Мирового Банка, Глобального Экологического Фонда, программы ТАСИС Европейского Союза.
Так, с 1998 по 2000 г. БГСХА в качестве одного из вузов-партнеров участвовала в реализации проекта ТАСИС «Укрепление органов государственной власти в Байкальском регионе» в международном консорциуме с Швецией и Францией.
В 2001 г. кафедра экономики и управления предприятиями АПК во главе с профессором Доржиевым Ц-Д.Д. реализовала проект ТАСИС БИСТРО «Экономика семейного крестьянского хозяйства» в партнерстве с компанией ФИНАГРО Финляндия. Была оказана техническая, консультационно-информационная помощь крестьянскому хозяйству в одном из сельских районов Республики Бурятия.
А с 1999 по 2015 г. Академия активно участвует в программе ЕС Темпус-Тасис, программе сотрудничества университетов Западной Европы и стран СНГ в области образования. Опыт участия в программе явился фундаментом для дальнейшего развития международных связей подразделений академии. Это были проекты:
Программа ТЕМПУС завершается в 2014 г. и на ее смену приходит программа ЭРАЗМУС+, в которой Академия также принимает активное участие. Эта программа состоит из нескольких направлений, так академия участвует в реализации 2 направлений. Это CreditMobility (Краткосрочная академическая мобильность) и CBHE(CapacityBuildingofHEI Наращивание потенциала в области высшего образования).
Так по направлению CBHE академия является партнером в таких проектах, как
По направлению Credit Mobility (Краткосрочная академическая мобильность) академия подписала Межуниверситетские соглашения с 4 вузами ЕС и с 2017 г. участвует в академической мобильности с
Не менее важным направлением деятельности Академии является экспорт образовательных услуг. Бурятская ГСХА в настоящее время реализует модель внутренней интернационализации, которая предлагает привлечение иностранных студентов для получения высшего образования на всех уровнях (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации) в очной, очно-заочной и заочной формах исключительно на территории Российской Федерации (в соответствии с закрепленным ВТО способом поставки услуг «Потребление услуги за рубежом»). Основными импортерами образовательных услуг Бурятской ГСХА по данным на 2015-2018 гг. выступают Монголия, Китайская Народная Республика, Узбекистан.
Сегодня мы, как участники мирового интеграционного процесса, стоим перед необходимостью создания механизма эффективного равновесия между повышением конкурентоспособности в рамках мирового образовательного пространства с одной стороны и стремлением к сотрудничеству с соблюдением общих интересов и целей – с другой. При этом следует помнить, что культурная роль высшего учебного заведения не может быть утрачена, он должен оставаться «безопасным пространством» – интеллектуальным, физическим и политическим.