En | Ch

jtemplate.ru - free extensions for joomla

Концепция воспитательной работы БГСХА до 2015 г.

КОМПЛEКСНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БГСХА

Основные задачи:

Морально-нравственное и эстетическое воспитание студентов. Реализация воспитательного потенциала учебной и научной работы.

Создание эффективной системы внеучебной воспитательной работы.

Обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры поведения в учебных корпусах и студенческих общежитиях.

Осуществление системы мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной деятельности.

Создать в БГСХА Совет по воспитательной работе и определить следующие его функции:

- разработка целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческой жизни, виды воспитания;

- координация воспитательной работы структурных подразделений академии и общественных организаций.

1. Морально-нравственное и эстетическое воспитание студентов

1.1. Целенаправленное формирование единого студенческого коллектива как субъекта педагогического воздействия.

1.2. Формирование у студентов гражданственности, патриотизма, чувства малой родины, «альма-матер», воспитание уважения к академии.

1.3. Сохранение и развитие лучших традиций БГСХА, культивирование корпоративного академического «духа», повышение мотивации обучения в академии.

1.4. Проведение социологических исследований и опросов студентов, преподавателей, сотрудников по вопросам морально-нравственного климата в подразделениях и студенческих коллективах, этики поведения, принципов и норм общежития и общения людей, в том числе в семье. Использование результатов этих исследований и опросов для организации жизнедеятельности академии как основы воспитательного процесс а (формирования атмосферы согласия, единения, правовой культуры, уважения к нравственно-этическим принципам и нормам общения).

1.5. Разработка системы мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, морально-нравственных и этических норм поведения.

1.6. Разработка комплекса мер, направленных на соблюдение студентами морально-нравственных и этических норм поведения.

1.7. Принятие административных мер к студентам, нарушившим правила и нормы, регламентирующие деятельность вуза и проживание в общежитии.

 

2. Реализация воспитательного потеициала учебной и научной работы

2.1. Разработка системы мер по повышению престижа знаний, образованности и профессионализма (культ интеллекта).

2.2. Разработка системы мер по преодолению пассивности студентов, воспитанию бережливого отношения к имуществу, усилению мотивации студентов в нравственно-эстетическом, интеллектуальном и культурном развитии, обеспечению единства профессионального образования и нравственного воспитания.

2.3. Разработка образовательных профессиональных программ и учебных планов на основе сочетания фундаментализации, гуманизации, гуманитаризации и профессионализации образования.

2.4. Активизация индивидуальной (самостоятельной) работы студентов при освоении образовательных профессиональных программ. Использование в учебном процессе активных форм (деловых игр, диспутов, упражнений проблемного характера и т.п.), развитие новых технологий обучения, информационных, организационно-методических и технических систем обеспечения учебного процесса. Смещение акцента в учебном процессе с учебно-научного на научно-учебный.

2.5. Усиление мотивации студентов к участию в научных исследованиях кафедр.

2.6. Проведение научных студенческих семинаров, конференций, предметных олимпиад, конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу, курсовой и дипломный проекты и т.п. Публикация результатов исследования студентов в сборниках научных трудов академии.

2.7. Обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, качеств подлинных патриотов России.

2.8. Рекомендовать деканатам разработать учебные планы, обеспечивающие единую систему преподавания гуманитарных дисциплин в течение всего периода обучения студентов, сочетание обязательных гуманитарных дисциплин с возможностью выбора (спецкурсы элективные, факультативные и т.п.), логическую последовательность изучения гуманитарных дисциплин (их преемственности, взаимодополняемости). Включение естественно-научных и технических знаний в единую универсальную взаимосвязь наук о человеке и природе.

3. Система внеучебной воспитательной работы.     

Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса, осуществляемого в сфере свободного времени. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей академии.

Степень участия преподавателей во внеучебной работе со студентами может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и в этом качестве оценивается.

3.1. Основные направления внеучебной работы:

 

Направления внеучебной

Ответственные за реализацию

                 N

работы

направлений внеучебной

   

работы

 

Культурно-массовая работа

ССУ академии, Центр эстети-

1.

 

ческого воспитания (ЦЭВ), за-

   

местители деканов по воспита-

   

тельной работе, библиотека,

   

студсоветы общежитий

 

Физкультурно-

Ответственные по спортивной

2.

оздоровительная работа

работе на факультетах, спорт-

   

клуб, кафедра физического

   

воспитания

 

Научно-исследовательская ра-

Ответственные по НИРС фа-

З.

бота студентов

культетов, НИЧ академии, зам.

   

деканов по НИР, заведующие

     
   

кафедрами, музеи академии

4

Гражданско-патриотическое

и правовое воспитание студентов

ССУ академии, Совет

ветеранов, заместители деканов по воспитательной работе, библиотека, деканат гуманитарного факультета,

студенческий профком,

кураторы, наставники

5

Профилактика правонарушений в студенческой среде

Заместители деканов по воспитательной работе, кураторы, наставники, студенческий профком, ССУ академии, факультетов

(институтов)

6

Анализ социальнопсихологических проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи

Деканат гуманитарного факультета, заместители деканов по воспитательной работе, кураторы, лаборатория социально-гуманитарных исследований

7

Общественная работа студентов

Деканаты, заведующие кафедрами, ССУ академии, факультетов (институтов), студсоветы общежитий,

кураторы, наставники

8

Профилактика наркомании

и употребления психотропных веществ среди студентов

Заместители деканов по воспитательной работе, кураторы, наставники, студенческий профком, ССУ академии, факультетов

институтов

 

3.2. Мероприятия по реализации основных направлений внеучебной работы:

3.2.1.Введение должности заместитель декана по воспитательной работе с понижением нагрузки на 50 ч.

3.2.2.0рганизация дежурства преподавателей и студентов в учебных корпусах по контролю выполнения студентами правил и норм поведения в академии.

3.2.3.Создание банка данных о творческих, организаторских способностях студентов на факультетах и в академии, их использование в воспитательной деятельности.

3.2.4.Работа коллективов художественной самодеятельности на базе студенческого клуба.

3.2.5 .Проведение концертов, конкурсов, тематических праздников, бесед, работа клубов по интересам.

3.2.6.Систематическое проведение соревнований по различным видам спорта в академии, на факультетах, в общежитиях.

3.2.7.Работа спортивных секций.

3.2.8.Проведение предметных олимпиад.

3.2.9.Широкое привлечение студентов к занятиям НИР.

3.2.10. Организация смотров-конкурсов «Лучший студент академии», «Лучшая группа академию», «Лучший куратор (наставник) академии», «Лучший преподаватель академии», «Лучшая кафедра академии».

3.2.11. Проведение чествования ветеранов войны, ветеранов труда академии, проведение праздников «День защитника Отечества», «День Победы», беседы ветеранов Великой Отечественной войны со студентами академии.

3.2.12. Широкое привлечение студентов к общественной работе.

3.2.13. Повышение социальной активности и личной заинтересованности учащейся молодежи через развитие студенческого самоуправления.

3.2.14. Создание источника финансирования для развития и работы студенческого самоуправления, а также для поощрений студентов, преподавателей, сотрудников, занимающихся воспитательной и общественной работой.

4. Реализация воспитательной работы в общежитиях

4.1. Активизация деятельности студсоветов общежитий, деканатов по проведению повседневной воспитательной работы в общежитиях, пропаганде здорового образа жизни, морально-нравственных и этических норм поведения, воспитанию у студентов чувства ответственности за сохранность помещений и оборудования в общежитиях, санитарное состояние комнат, этажей мест общего пользования. Реализация принципа коллективной ответственности проживающих в данной комнате (на данном этаже) за сохранность оборудования и помещений (комнаты, этажа).

4.2. Составление и осуществление планов культурно-просветительной и спортивной работы для студентов, проживающих в общежитиях.

4.3. Привлечение к воспитательной работе в студенческих общежитиях профессорско-преподавarельского состава всех кафедр, проведение в общежитиях тематических кафедральных вечеров, круглых столов, вечеров вопросов и ответов, неформальных встреч преподавателей и студентов.

4.4.Организация контроля за поддержанием чистоты, порядка и материального фонда в студенческих общежитиях.

4.5. Проведение смотров-конкурсов на звание «Лучшая комната общежития», «Лучшее общежитие академии».

4.6. Оформление стендов студсовета общежития на вахте для информирования студентов о проводимых мероприятиях, распоряжениях, итогов проверок, смотров-конкурсов и т.д.

4.7. Организация четкой работы хозяйственных служб по вопросам эксплуатации и своевременного ремонта помещений, санитарнотехнического оборудования, а также по развитию материально-технической базы студенческих общежитий.

5. Осуществление системы мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной работы

5.1. Проведение социологических исследований и опросов по различным аспектам воспитательной работы.

5.2. Разработка и установление информационных стендов во всех корпусах академии и общежитиях.

5.3. Организация работы библиотеки как информационно-культурного центра.

5.4. Контроль за работой «института» кураторства и наставничества. 5.5. Организация и проведение научно-методических конференций и семинаров по воспитательной работе вуза.

Реализация направлений воспитательной работы осуществляется через внедрение программ, отражающих отдельные стороны студенческой жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста.

Целевые программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

На данном этапе приоритетными целевыми программами являются:

1. Студенческое самоуправление

2. Студенческая наука

3. Художественное творчество

4. Студенческий спорт

5. Профилактика асоциальных явлений

6. Здоровый образ жизни.

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛEКСНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БГСХА

Реализация направлений воспитательной работы осуществляется через проведение мероприятий, отражающих отдельные стороны стyденческой жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста.

Наименование мероприятий

 

Ответственные

1

Организация и проведение смотров-конкурсов «Лучший студент академию», «Лучшая группа академии»

Проректор по УР,

де канаты, ССУ академии, факультетов, институтов

2

Формирование ССУ академии, факультетов,

Председатели ССУ,

 

студсоветов общежитий

 

деканаты

3

Проведение смотра-конкурса на звание

«Лучшая комната общежития», «Лучшее

ССУ академии, студсоветы общежитий,

 

общежитие академии

профком студентов

4

Проведение субботников по уборке территории академии

ССУ, студсоветы общежитий

5

Привлечение студентов к участию в НИР

Деканаты,

     

зав. кафедрами, от-

     

ветственные за НИРС

     

на факультетах

6

Проведение предметных олимпиад, студенче-

Деканаты,

 

ских конференций в академии

 

зав. кафедрами, от-

     

ветственные за НИРС

     

на факvльтетах

7

Публикации лучших научных студенческих работ в научных трудах академии

НИЧ академии

       

8

Организация конкурса на лучшую студенческую работу в БГСХА

Деканаты, НИЧ академии

9

Участие студентов в республиканских, зональных, всероссийских конференциях и

конкурсах на лучшую студенческую работу

Деканаты, ответст-

 

венные за НИРС

 

по академии

10

Посвящение в студенты

ЦЭВ

11

Конкурс «Звездный дождь»

ЦЭВ,профком сту-

 

дентов

12

Kонкурс команд КВН

ЦЭВ

13

Новогодний бал для студентов

ЦЭВ, профком сту-

     

дентов

14

«Татьянин день»

ЦЭВ

15

«День святого Валентина»

ЦЭВ

16

Межвузовский конкурс «Звездный дождь»

ЦЭВ

17

Межвузовский конкурс «КВН»

ЦЭВ

18

День защиты Отечества

ЦЭВ

19

Праздник «Сагаалган»

ЦЭВ

20

Конкурс «Мисс Академии»

ЦЭВ

21

Участие в межвузовском конкурсе «Мисс Альма Матер»

ЦЭВ

22

Фестиваль «Студенческая весна»

Деканаты, ЦЭВ

23

Гала-концерт фестиваля «Студенческая весна»

ЦЭВ

24

Митинг «День Победы»

ЦЭВ, Совет ветеранов

25

Соревнование «Сурхарбан»

ЦЭВ и студклуб

26

Проведение культурно-массовых мероприятий в общежитиях

ЦЭВ, профком студентов, Студсовет общежития

27

Студенческая спартакиада:

1. Шахматы

2.2. Баскетбол

3.3. Волейбол

4.4. Вольная борьба

5.5. Легкоатлетический кросс

6.Футбол

7.Мини-футбол

8.Шашки

9.Настольный теннис

Студклуб, кафедра физического воспитания

28

Проведение бесед о культуре поведения,

по правовым вопросам с приглашением юриста

Кураторы, наставники, деканат гуманитарного факультета

29

Про ведение мероприятий по профилактике правонарушений с приглашением работников правоохранительныx органов

Зав. курирующими кафедрами, деканат гуманитарного факультета

30

Про ведение бесед и лекций по профилактике наркомании, туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем, с приглашением медицинских аботников

Деканаты, зав. курирующими кафедрами, медпункт

 

 

УСЛОВИЯ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНЦЕПЦИИ

Концепция воспитательной работы будет успешно реализована при соблюдении следующего ряда условий:

1. мотивация активного участия в реализации концепции всех участников учебно-воспитательного процесса;

2. организационно-методическая подготовка и обеспечение субъектов воспитательного процесса информационно-методическими материалами по приоритетным направлениям воспитательной работы;

3. привлечение к реализации концепции в качестве координаторов высококвалифицированных специалистов;

4. разработка и мониторинг эффективности мероприятий по реализации каждого из приоритетных направлений воспитательной работы в соответствии с концепцией;

5. финансовое и материально-техническое обеспечение направлений учебно-воспитательной работы.

Ожидаемые результаты реализации концепции:

• позитивные тенденции в студенческой среде, снижение показателей различных негативных явлений;

• рост органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи;

• стабильная динамика показателей результативности в учебе, науке, спорте, творчестве, социальной деятельности;

• рост числа участников олимпиад, научных конкурсов, соревнований интеллектуального характера, творческих конкурсов, фестивалей, социальных проектов;

• стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований;

• профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высококультурный и способный к творчеству;

• успешная послевузовская адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности.