En | Ch

jtemplate.ru - free extensions for joomla

Голландия, голландцы и модель европейского образования

holland2В апреле прошлого учебного года мне представилась возможность пройти стажировку в течение трех месяцев в Университете Вагенингена, Королевство Нидерланды в рамках международной программы ЭРАЗМУС-МУНДУС.

Стажировка позволила мне лучше узнать Голландию и людей, проживающих в этой незабываемо красивой стране и, конечно же, хочется поделиться впечатлениями о пребывании в ней. А впечатления от стажировки в университете Вагенингена и вообще о стране, людях и их образе жизни – самые сильные.

Голландия – страна небольшая с населением ни много, ни мало 14 миллионов - и это на такой ограниченной территории. Исторически сложилось так, что голландский народ - единственный народ в мире, который живет ниже уровня моря. Сотни лет он боролся за саму возможность существования на этой исторически сложившейся территории, боролся с тяжелыми природными условиями и за свободу в продолжительной войне.

Голландцы сделали свою топкую землю плотной и плодородной; тщательное изучение «поведения» морской воды дало им возможность открыть законы взаимоотношений воды и земли, что впоследствии способствовало формированию своеобразной психологии и их жизненного уклада. Для спасения своих земель от затопления им приходилось возводить насыпи, дамбы, устраивать каналы и шлюзы. Они сумели подчинить природу себе, создать условия для развития сельского хозяйства, извлекать из него прибыль. Может быть, и нам стоит извлечь рациональное зерно из богатейшего и успешного опыта наших многочисленных соседей по планете.

Если расспросить даже, казалось бы, самого заурядного россиянина, каждый знает, что Голландия – это страна тюльпанов, цветов разных мастей и необычайной красоты, также в почете - нарциссы, розы, георгины. Дома, в которых живут голландцы очень красивые с большими окнами, которые никогда не занавешиваются. Голландцы считают, что им нечего скрывать от других. Перед домом есть небольшой садик, который голландцы с особой любовью и заботой украшают цветами и декоративными кустарниками.

Деревянные башмаки – символ страны, причем всех размеров, продаются в каждой сувенирной лавке. Можно купить в качестве сувенира.

Достопримечательностью Нидерландов издавна были ветряные мельницы. Они не только украшают пейзажи страны, но и работают, вырабатывая электричество.

Самый демократичный вид транспорта – велосипед. Для них даже дорожки специальные есть - коричневые, между тротуаром и дорогой. На велосипедах ездят все – "от мала, до велика", маленьких детей перевозят в полузакрытых тележках, прицепленных к велосипеду. Приятно наблюдать за целым семейством - мама, папа и еще трое детей за ними, и у каждого из них свой транспорт - велосипед.

Голландцы в общей массе терпимы, даже равнодушны к цвету кожи своих сограждан. Вполне убеждены, что социальный статус людей определяется не национальной принадлежностью, а уровнем образования. В Нидерландах очень много выходцев из бывших голландских колоний, имеющих полноценное гражданство.

Очень просты в общении и не слишком привередливы к своему внешнему виду. Основное требование к одежде - удобство и соответствие погодным условиям.

Ни для кого не станет откровением тот факт, что нищих, бродяг и пьяниц там нет. Более того, там можно и не работать. При этом ненамного уступая в уровне жизни неквалифицированным труженикам. Голландия, как и некоторые другие западноевропейские страны, может позволить себе содержать неработающее население во имя здоровья нации в целом, из соображений гуманизма, во избежание социальных потрясений, революций и катаклизм.

Сами голландцы любят повторять, что у них на родине все равны, а на «ВЫ» они обращаются только к королеве. 30 апреля, День Рождения Королевы – национальный праздник в Голландии. Этот день запомнился мне тем, как искренне веселился голландский народ. На самом деле, что к Её Величеству Беатрикс этот праздник имеет лишь опосредованное отношение: голландцы по традиции празднуют день рождения её матери, королевы Джулианы. В этот день все воспринимается по-особенному – национальный цвет одежды, т.е. оранжевый наряд, а именно оранжевые футболки, бейсболки, флажки, на голове боа оранжевого цвета, а также различные симпатичные головные уборы в виде шутовских колпаков и т.д. В этот день на крыше дома или на балконе квартиры висят национальные флаги и праздничные флажки, тоже оранжевого цвета, т.е. везде царит атмосфера всеобщего праздника. Магазины в этот день закрыты, зато работают всенародные распродажи: дети продают и покупают друг у друга нужные и не очень нужные вещи за бесценок. Когда заканчивается торговля, начинаются развлечения: песни, танцы и улыбки.

Отношение к детям в Голландии трепетное: что бы ни натворило их чадо, взрослые чаще всего прощают им все - это обычай такой. Впрочем, голландцы терпеливы ко всем: малышам, старикам, иностранцам, людям любой ориентации и любых взглядов. Общаются они много и с удовольствием и знают, как правило, три-четыре языка (свой собственный, немецкий, английский и ещё какой-нибудь на выбор).

holland1Внешне голландцы неотличимы от нас. И все же они совсем другие. Спокойные, приветливые, улыбчивые. Напрочь лишены нервозности, суетливости. По стилю жизни они скорее напоминают обитателей российской глубинки - работают и отдыхают размеренно, по принципу "всему свое время", но в свое удовольствие.

Поначалу складывалось впечатление, что и работой-то они не слишком себя утруждают. Четкие рамки трудового дня. Обязательный кофе. Завтракают, обедают и ужинают голландцы строго по расписанию. Проблемы проблемами, а "выходные" – это заслуженный отдых, даже магазины не работает по выходным. Лишь при близком общении начинаешь понимать, что все это - результат тщательно продуманной, прекрасной организации профессиональной деятельности.

Это система, в которой самому работнику уделяется первостепенное внимание. Когда процесс работы, имеющий очень четко сформулированную цель, начинается с создания идеальных условий для наиболее эффективного достижения результата.

Всеобщая увлеченность своим делом, компетентность и профессионализм, независимо какую должность человек занимает. Здесь крайне трудно встретить дипломированного специалиста, занимающегося торговлей или работающего в сфере услуг.

Несомненно, высокий профессиональный уровень - это плод продуманной системы подготовки кадров с учетом индивидуальных качеств будущих специалистов.

holland3Университет Вагенингена считается лучшим университетом в Королевстве Нидерланды. Следуя принципам Болонской Декларации университет перешел 3 года назад на систему, базирующуюся на двух образовательных уровнях: бакалавриат и магистратура. Новые учебные программы, предусматривающие получение степени бакалавра (магистра), были введены наряду уже с существующими программами.

Первый уровень бакалавриат признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего уровня квалификации.

В соответствии с учебной программой, для получения степени бакалавра необходимо проучиться минимум три года и набрать 180 кредитных единиц по шкале ECTS. Двухлетнее обучение в магистратуре предполагает получение 120 кредитов и включает в себя обязательное написание магистерской диссертации.

Большая часть учебных дисциплин организована в форме программ. В пределах бакалавриата дисциплины обязательны для всех, в магистратуре дисциплины выбираются самими студентами. В системе высшего образования в Голландии используется понятие "период" - семестровый курс, дающий определённое количество учебных баллов. Итого в учебном году -5 периодов обучения.

holland4Вопросам повышения качества высшего образования в Университете Вагенингена уделяется первостепенное значение. В первую очередь, спорные вопросы, касающиеся управления и контроля за качеством образования, условий осуществления образовательного процесса выносятся на всеобщее обсуждение, в котором участвуют все структурные подразделения, в том числе координационные советы, ассоциации экспертов в лице преподавателей и студентов, отвечающих за разработку учебных программ для двух уровней (бакалавриат и магистратура). Ежегодно выпускается сборник учебных программ, куда входит следующая информация: введение в программу, т.е. раскрывается необходимость учебного курса, далее представлены цели обучения, ФИО разработчиков курса, а именно руководителя программы, ведущего консультанта, председателя учебной комиссии, учебно-методического объединения, далее в основной части учебной программы представлены учебные курсы с указанием кредитов и периодов обучения, поскольку учебный год состоит из 5 периодов обучения, студент может выбрать два курса на один период обучения.

В университете Вагенингена разработана стратегия интернационализации высшей школы, направленная на расширение доступа к европейскому высшему образованию, привлекая большее число иностранных студентов (не только из Европы), а из стран Африки, Азии, а также университет делает первые шаги по предоставлению образовательных услуг студентам и преподавателям из России, ярким примером того, стал образовательная программа ЭРАСМУС-МУНДУС.

Таким образом, в рамках стратегии интернационализации высшей школы у российских студентов и преподавателей возможность обучаться и пройти стажировку в Европейском университете становится сейчас реальностью. Подписание Россией Болонской декларации, которое произошло в 2003 году, еще больше увеличивает шансы российских студентов пройти обучение в лучших европейских университетах и активно изучить зарубежный опыт. Причем поразительно, что каждому студенту или преподавателю дают возможность участвовать во встречах, дискуссиях, услышать разные точки зрения и высказаться, запретных тем нет бывает.

В университете есть особый отдел, который занимается организацией встреч и дискуссий по вопросам спорных тем, неоднозначных проблем и нерешенных задач. Хорошо организованная дискуссия в университете становится площадкой для взаимного интеллектуального обмена, сближения мнений и выработки новых подходов. И это происходит потому, что людям не запрещают говорить, а наоборот учат говорить, отстаивать свою жизненную позицию и умеют слушать.

Известны факты в университете, когда ректор и другие члены директората не имеют права принять решение по вопросам структурных изменений в университете, финансовым вопросам, модернизации учебных программ и др. без согласия студентов. В университете есть студенческий союз, который активно участвует в обсуждении и принятии общих решений, как на уровне университета, так и факультета. Таким образом, избегая конфронтацию и враждебную реакцию администрация и студенты делают все, чтобы прийти к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины посредством дискуссий, споров и других средств коммуникации.

В условиях демократизации общества высшее образование в Королевстве Нидерланды носит характер открытой системы. В образовании создана система, признанная отвечать на самые актуальные запросы общества, так например, общество предъявляет запрос на решение проблем здорового питания, на новые идеи и технологии, запрос на социально активных выпускников, в этом случае обучение в университете строится по принципу разъяснения вопросов здоровья и питания, обучения принципам эффективной коммуникации, создания творческой проектной среды, т.е. разрабатываются только те учебные программы, которые способны удовлетворять запросы общества. В том случае, если учебный курс не пользуется спросом среди студентов, т.е. студенты не записываются на курс – такой курс не проходит аттестацию и его исключают из учебной программы.

В университете Вагенингена большое внимание уделяется организации и управлению самостоятельной работы студентов, поскольку именно самостоятельной работе отводится 50% времени помимо лекций и практических занятий. Для этого в университете разработана система телекоммуникационных сетей, позволяющая преподавателям развивать познавательную самостоятельность студентов с целью усвоения учебной программы по предметам. При этом используются следующие новые информационные технологии для поиска информации в сети - использование weб-броузеров, баз данных, информационно-поисковых и информационно-справочных систем, автоматизированных библиотечных систем, электронных журналов. Для организации диалога в сети используется электронная почта, синхронные и отсроченные телеконференции.

holland5Самостоятельная работа осуществляется не в форме зубрежки или механического выполнения упражнений, а в форме осознанного, самостоятельного и глубокого усвоения знаний, при этом преподавателями университета широко используются гибкие методы индивидуального и группового обучения (групповые занятия, занятия в небольших группах и консультации). Мне очень понравилась, как в университете созданы условия для самостоятельной работы студентов начиная с вестибюля, где расположена стойка администратора справа и слева идет зона студенческой деятельности, т.е. столы, стулья, стойки с компьютерами (с любого места можно войти в автоматизированную библиотечную систему), кофе-автоматы, даже лежат надувные матрасики на случай переутомления или усталости, и так на каждом этаже (см. фотографии учебного корпуса). Я несколько раз наблюдала, как преподаватели проводят консультации со студентами за этими же столиками. Тогда-то я и подумала: «вот бы нам так же организовать работу со студентами, особенно когда не хватает аудиторий в нашей академии для проведения индивидуальных консультаций». Если правильно организовать студентов во внеучебное время, я не думаю, что столы, стулья для наших студентов станут предметом бесполезной дискуссии.

Для стимуляции и мотивации положительного отношения студентов к учебе студентам предлагают участвовать в специальной программе "Honors programme", вследствие которой студент получает возможность заниматься дополнительно прикладными исследованиями под руководством именитых профессоров и исследователей, тем самым повышая не только свою сознательность, активность и самостоятельность в выборе и принятии решения, а также достигая прочные знания на практике.

holland6Ежегодно в университете проводится конкурс «Лучший преподаватель года», номинантов на звание лучшего преподавателя года выбирают сами студенты. Среди студентов проводится анкетирование на предмет эффективности учебного курса, т.е. его научной направленности, междисциплинарной связи, результативности и доступности учебного материала, соответствие выбора методов обучения поставленным целям и задачам обучения, эффективной организации учебного процесса. Следовательно, проверяется высокая активность и заинтересованность студентов к учебному курсу и преподавателю, а в частности педагогическое мастерство преподавателя.

Результаты анкетирования рассматриваются независимым жюри, в состав которого входят выпускники университета. По результатам анкетирования выбирают трех номинантов. Самого лучшего преподавателя награждают денежным призом 10 000 Евро, а также кафедру, на которой работает преподаватель – денежный приз 20 000 Евро. По их понятиям – это небольшой гонорар, но все же главная награда – это признание студентов или высокая оценка деятельности преподавателя.

Хотелось бы выразить особую благодарность администрации БГСХА им В.Р. Филиппова в лице ректора, проф. А.П. Попова, заведующей кафедрой иностранных языков Сандановой В.Б., координатору международной программы Университета Вагенингена Еве Виетсма, моему руководителя Йосу Ван Крооненбергу, зав. отделом повышения квалификации Университета Вагенингена, за предоставленную возможность активного изучения зарубежного опыта и повышения квалификации. Я надеюсь, что полученный передовой опыт я сумею использовать в своей профессиональной и научной деятельности.

Тогмитова Виктория Вильямсовна

ст.преподаватель кафедры иностранных языков БГСХА им В.Р. Филиппова