Версия для слабовидящих

En | Ch

jtemplate.ru - free extensions for joomla

Учебный процесс

Основная деятельность кафедры – это организация учебного процесса и осуществление работы по формированию здорового образа жизни среди студенческой молодежи в урочное и во внеурочное время. Практическая реализация этой деятельности осуществляется согласно утвержденным рабочим программам на каждый учебный год в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения. Необходимо отметить, что по данному стандарту физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

В образовательном цикле деятельности привлечены 19 преподавателей: 1 профессор, 7 доцентов, 5 ст. преподавателей, 6 преподавателей, из данного состава двое имеют ученую степень кандидата педагогических наук.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины соответствует требуемым стандартным нормативам обеспеченности современной литературой с 2009 по 2012 гг. Основная предлагаемая литература по дисциплине есть для студентов различных медицинских групп. Содержание рабочей программы дисциплины реализуется согласно тематическому планированию.

Программой определено изучение предмета по трем модульно-блочным разделам: теоретическому, методико-практическому и практическому.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Каждый контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы.

Основной формой контроля текущей и итоговой аттестации является контрольное тестирование физической подготовленности студентов:

- в каждом семестре студенты выполняют три обязательных теста из пяти предложенных;

- студенты специальной медицинской группы выполняют тесты, доступные им по состоянию здоровья. От состязательных тестовых форм сдачи нормативов они освобождаются.

Студенты основной и подготовительной групп здоровья занимаются два раза в неделю 1 час 30 минут в соответствии с содержанием рабочей программы (спортивная и физкультурно-оздоровительная направленность).При выставлении итогового зачета учитывается регулярность посещения занятий, показанные на учебных занятиях знания теоретического и практического материала, участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, посещение спортивных секций. Для улучшения образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» на заседании кафедры планомерно решаются следующие вопросы:

- усиление кадрового состава кафедры, способного воплощать в своей образовательной деятельности инновационные научные достижения в сфере физической культуры и спорта;

- обновление материально-технического и учебно-методического обеспечения учебных занятий.

Сегодня на практических занятиях широко используется круговой и вариативный методы обучения. Это позволяет студентам быстрее приобретать опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевать средства профессионально-прикладной физической подготовки. С вводом в эксплуатацию спортивного манежа закрытого типа, аналога которого нет в Зоне Сибири и Дальнего Востока, практические занятия проводятся в совмещении трех факультетов. Это говорит о том, что материально-технической базой кафедра располагает на достаточном уровне, чтобы проводить не только учебные и тренировочные занятия по учебным видам специализации на основе выбора студента, но и оказывать различные оздоровительные услуги.

Научно-исследовательская работа

История истока научно-исследовательской деятельности кафедры начинается с середины 70-х годов, с Владимира Александровича Фомина, который начал заниматься по теме обоснования исторических данных развития спортивного достижения в СССР и Бурятии. C1976 по 1979 год (аспирант ГЦОЛИФК кафедры истории управления и организации физической культуры и спорта г. Москвы, научный руководитель Столбов Виталий Васильевич, д.п.н., профессор), выполняет диссертационную работу по теме «Исторические предпосылки вступления советских спортивных организаций в Международное Олимпийское движение» и успешно защищает работу на ученую степень кандидата педагогических наук. С приходом его на заведование кафедрой (1983-1989 гг.), кафедра начала работать над проблемой внедрения национальных видов спорта и народных игр в учебный процесс.

С 1977 по 1979 годы в очную аспирантуру МОПИ им. Крупской г. Москвы поступает Станислав Владимирович Калмыков (научный руководитель - д.п.н., профессор НИИ г. Москвы Александр Александрович Новиков). Он один из первых исследователей начал работу над внедрением тренажерных устройством в учебно-тренировочный процесс борцов сборной команды страны и Республики. Старшие тренера сборных команд по вольной и грекоримской борьбе с недоверием и опаской отнеслись к нововеянию и апробированию современных тренировочных устройств, эффект которых не было доказано, что затруднило оформление его диссертационной работы.

В 1986 году поступает в аспирантуру ГЦОЛИФКа Гаврил Борисович Бардамов (научный руководитель д.п.н., профессор Юрий Аванесович Шахмурадов). В начале марта 1989 года защищает на диссертационную работу по теме «Методика преподавания базовой техники вольной борьбы в ИФК» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В 2006 году Александр Ильич Антропов в Бурятском государственном университете под руководством д.п.н., профессора Степана Владимировича Калмыкова защитил диссертационную работу по теме «Физическое воспитание в вузах с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В настоящее время научно-исследовательской деятельностью занимаются следующие преподаватели кафедры по следующим направлениям исследования:

Темы исследования Сроки Исполнители
Этнокультурные особенности спортсменов-единоборцев в аспекте «Восток-Запад» 2014-18 гг. Бардамов Г.Б., к.п.н., доцент
Роль этнических составляющих спортивного клуба в организации физкультурно-спортивной деятельности среди студентов(на примере деятельности спортклуба БГСХА) 2014-17 гг. Алексеев И.С., ст. преподаватель
Адаптивные средства повышения работоспособности борцов при травме опорно-двигательного аппарата 2015-18 гг. Алексеев И.С., ст.преподаватель
История развития кафедры физического воспитания (1956-2016 гг.) 2015-17 гг. Антропов А.И., к.п.н., доцент
Особенности учебно-тренировочной работы по снижению травматизма в юношеском спорте 2014-18 гг. Цыремпилов В.Б.,доцент

В 2013 году Г.Б. Бардамов защитил докторскую диссертацию по теме: «Научно-методические основы управления подготовкой спортсменов-единоборцев с учетом их этнокультурных особенностей». Им опубликовано более 120 научных статей, из них по теме диссертации 58 работ, выпущены три монографии: «Вольная борьба: развитие и стратегия совершенствования тактико-технического мастерства» (2002г.), «Этнопедагогические и этнопсихологические основы подготовки спортсменов-борцов» (2007), «Технологии индивидуализации подготовки спортсменов-борцов вольного стиля» (2008г.), а также в соавторстве с коллегами по работе выпустил учебно-методическое пособие «Каратэ: история, современность, перспектива» (2003 г.), учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению 032100 – «Физическая культура» с рекомендательным грифом УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры и спорта. В 2006 году принял участие в Международном конгрессе в г. Санкт-Петербурге (ГУФК им. Лесгафта) по проблеме «Употребления единых терминов в области физической культуры и спорта», по итогам которой получил квалификационный сертификат специалиста.

В настоящее время Иван Семенович Алексеев, Саян Тумэнович и Санжи Владимировна Арамхиевы учатся в аспирантуре Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).

До сегодняшнего дня многими преподавателями (Алексеевым И.С., Антроповым А.И., Бардамовым Г.Б., Батуевым А.И., Тагангаевой Н.А., Шулуновым А.Р., Цыремпиловым В.Б., Суворовой М.В., Арамхиевым С.Т., Арамхиевой С.В., Пильчиновым В.В. и др.) каждый год публикуются научные статьи в разных российских сборниках по рассматриваемым ими проблемам исследования.

Учебно-методическая работа

Преподаватели кафедры подготовили различные учебные пособия и учебно-методические рекомендация в помощь студентам:

Наименование трудов Издано В  библиотеке Использов. на занятиях Печатных листов Авторы
1 Отбор в детско-юношеские спортивные школы по волейболу 2002 г., тираж - 100 10 Используется на занятиях 2,0 п.л. Антропов А.И., Жалсанов А.Н.
2 Морально-волевая и психологическая подготовка волейболистов 2002 г., тираж -50 10 Используется на занятиях 1,5 п.л. Антропов А.И., Жалсанов А.Н.
3 Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в вузе (2002)

100

10

Используется на занятиях 1,44 п.л.

Тагангаева Н.А.

4 Физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата (деформация позвоночника и плоскостопия) 2003 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 4,06 п.л. Суворова М.В.
5

Бег на короткие дистанции. Эстафетный бег

2003 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 4,6 п.л. Суворова М.В.
6 Организация и методика физического воспитания в специальной медицинской группе 2004 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 9,2 п.л. Суворова М.В.
7 Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения 2006 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 8,6 п.л. Суворова М.В.
8

Бег в вопросах и ответах

2006 г., тираж - 100 10 Используется на занятиях 6,9 п.л. Шулунов А.Р.
9 Оздоровительная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы 2007 г., тираж -50 10 Используется на занятиях 6,1 п.л. Суворова М.В.
10 Методика применения физических упражнений при ожирении и сопутствующих заболеваниях 2007 г., тираж -50 10 Используется на занятиях 8,4 п.л.

Суворова М.В.

11 Оздоровительная физическая культура при заболеваниях дыхательной системы 2007 г., тираж -50 10 Используется на занятиях 5,8 п.л. Суворова М.В.
12 Методика применения физических упражнений при ожирении и сопутствующих заболеваний 2007 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 8,4 п.л. Суворова М.В.
13 Футбол как вариативный вид физической культуры 2008 г., тираж -100 10 Используется на занятиях 4,8 п.л. Шулунов А.Р.
14 Прыжки в высоту. Методика обучения и совершенствования 2008 г., тираж -50 10 Используется на занятиях 3,0 п.л. Смирных Т.И.
15 Каратэ: история, современность, перспектива 2009 г, тираж - 300 10 Используется на занятиях 10,1 п.л. Бардамов Г.Б.
16 Физическая подготовка волейболистов 2009 г, тираж - 50 10 Используется на занятиях 2,6 п.л. Тагангаева Н.А., Сункуева Г.Б.
17 Вольная борьба: проблемы и перспективы 2010 г, тираж - 300 10 Используется на занятиях 10,1 п.л. Бардамов Г.Б.
18 Этнопедагогические и этнопсихологические основы подготовки спортсменов-борцов 2010 г., тираж - 300 10 Используется на занятиях 11,4 п.л. Бардамов Г.Б.
19 Методическое обеспечение  подготовки борцов 2010 г., тираж -300 10 Используется на занятиях 2,1 п.л. Батуев А.И.
20 Прыжки в длину с разбега. Методика обучения и совершенствования 2010 г., тираж -50 10 Используется на занятиях 2,6 п.л. Смирных Т.И., Тагангаева Н.А., Суворова М.В.
21

Физическая культура

2010 г, тираж - 500 10 Используется на занятиях 10,6 п.л. Куркина Л.В., Суворова М.В., Овчинникова Л.Л.
22 Технология индивидуализация подготовки спортсменов-борцов вольного стиля 2011 г., тираж - 300 100 Используется на занятиях 11,1 п.л. Бардамов Г.Б.
23 Оздоровительная гимнастика калланетика 2011 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 3,12 п.л Сункуева Г.Б. Тагангаева Н.А.
24 Скоростные качества в единоборствах 2012 г., тираж - 50 10 Используется на занятиях 2,2 п.л. Цыремпилов В.Б.
25 Методические основы обеспечения  подготовки борцов (планирование, спортивная ориентация и отбор) 2013 г., тираж -300 10 Используется на занятиях 2,1 п.л. Батуев А.И., СагалеевА.С.

История кафедры

Кафедра физического воспитания как самостоятельная структура Бурятского сельскохозяйственного института была организована в 1956 году. Заведующим кафедрой был назначен Тимофей Федорович Буркин. На этой должности он проработал до 1972 года. Однако физическое воспитание, оборонно-массовая и спортивно-массовая работа начались практически с момента основания агропединститута (1931г.), затем переименованного в сельхозинститут (1933г.), а в последующем в зооветинститут (1935г.), и ко времени образования кафедры были накоплены богатые традиции, позволяющие готовить специалистов народного хозяйства, а также и спортсменов высокого класса.

В сельскохозяйственном институте не сразу начали готовить чемпионов и рекордсменов. В начале подготовка спортсменов шла хаотично, из-за того, что не было спортивных залов, инвентаря и оборудования. Тренировочные занятия шли не регулярно, но постепенно студенты института перешли к систематическим тренировочным занятиям. Это позволило студентам зооветинститута показывать на различных соревнованиях высокие результаты и стать лидерами по многим видам спорта в Бурятии.

Первым преподавателем физкультуры агропединститута в 1932 году был Николай Евгеньевич Левский (работал до 1936 г.), имевший за своими плечами курсы рабфака, заочный институт и крайсовпартшколу, затем на работу был принят Леонид Николаевич Петров (работал с 1936 г. по 1943 г.), окончивший республиканские 6-месячные курсы инструкторов физической культуры. Физическая подготовка студентов в институте осуществлялась, особенно после 1933 года в условиях нарастающей фашистской угрозы, за счет военной подготовки и спортивно-массовой работы. Работали секции: атлетическая, гимнастическая, велосипедная, волейбольная, шахматно-шашечная. Хотя спортивная база практически отсутствовала, но у студентов и их наставников был высокий энтузиазм заниматься различными видами спорта. Они сами изготовляли спортивный инвентарь, находили место для занятия и принимали активное участие на вечерах, в эстафетах, велокроссах, военизированных походах, в лыжных гонках, в соревнованиях по гранатометанию, гимнастике, конькобежному спорту, занимая 1-3 места.

В январе 1937 года была введена новая военная программа подготовки студентов. Количество часов было увеличено на втором курсе до 72 часов, 4 курсе – до 128 часов за счет времени, отведенного для оборонного дела по учебному плану вуза и за счет практических занятий на 4 курсе по другим дисциплинам. Для реализации программного материала в 1939 году институт построил тир. К 1940 году у института был небольшой по размеру спортзал, 30 пар лыж, 20 пар конькобежных ботинок – эта вся материальная база для проведения занятий по физкультуре и начальной военной подготовке. Физкультура и военная подготовка велись как самостоятельные курсы, кафедр по этим дисциплинам не было.

В 1949-50 учебном году в зооветинституте уже обучались 333 студента, из них в девяти спортивных секциях занимались 274 человека. Огромную популярность у большинства студентов пользовались такие виды спорта как бокс, волейбол, лыжи, велоспорт, греко-римская борьба.

В 1954 году вуз переименовали в Бурятский сельскохозяйственный институт. С приходом на должность ректора вуза Василия Родионовича Филиппова началось строительство нового корпуса института и трех общежитий, которое завершилось в 1962 году, и кафедра физвоспитания перешла в новый учебный корпус с лучшим по тем временам спортзалом и открытым стадионом. С этого момента на кафедре в два раза увеличился педагогический штат, и она начала проводить организованно учебные занятия, а также обеспечивать целенаправленную подготовку спортсменов по различным видам спорта. Основоположниками в видах спорта являются такие, как Ревомир Гаврилович Гусев (бокс), Тимофей Федорович Буркин (волейбол), Виктор Васильевич Баймеев (вольная борьба), Сергей Доржиевич Галсанов (велоспорт), Владимир Лазерьевич Балдаев (легкая атлетика), Галина Ивановна Эрдынеева ( стрельба из лука).

С переименованием вуза в 2001 году на БГСХА им. В.Р. Филиппова коллектив кафедры работает с обновленным импульсом и в биоритме современных требований. В настоящее время кафедра физического воспитания среди аграрных вузов страны занимает одно из ведущих мест по пропаганде физической культуры среди молодежи, сельского населения, в проведении массовых спортивных соревнований, в подготовке перворазрядников, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта, чемпионов Республики Бурятия, России, Европы и Мира, в комплектации тренерского состава. В 2008 году кафедра, выступая в конкурсе за лучшую постановку спортивно-массовых мероприятий среди студенческой молодежи, из 57 участвующих агровузов страны по линии Минсельхоза РФ и Всероссийской ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства была награждена дипломом 1–й степени по трем номинациям. В 2009 году ими же по номинации «За лучшее обеспечение финансированием спортивного движения в Вузе» кафедра награждена дипломом 1-й степени.

Сегодня кафедра для проведения и организации учебных занятий по физической культуре и секции по различным видам спорта, а также для организации дополнительных оздоровительных услуг располагает спортивными объектами, залами и помещениями, построенных с учетом современных требований. Целенаправленно работают борцовский и боксерский залы, волейбольный и баскетбольный залы, залы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики, спортивный комплекс закрытого типа с тремя игровыми площадками и беговой дорожкой, аналога которой нет в Зоне Сибири и Дальнего Востока. Кроме этого кафедра располагает современным стадионом открытого типа с беговой дорожкой и футбольным полем. С декабря 2010 года (рядом со спортивным комплексом) стал функционировать студенческий лечебно-диагностический профилакторий с гостиничным проживанием на 30 мест. Для удобства студентов-спортсменов в профилакторий размещен медицинский пункт, располагающий 9 кабинетов.

С образованием БГСХИ в 1954 г., а затем БГСХА (2001 г.) заведующим кафедрой работали:

1. Буркин Тимофей Федорович

2. Баймеев Виктор Васильевич

3. Акулов Юрий Александрович

4. Фомин Владимир Александрович

5. Калмыков Святослав Владимирович

6. Бардамов Гаврил Борисович

Еще статьи...

  1. Сотрудники кафедры